|  |  | 

камины печи

Огонь в жизни людей

img-responsive

Огонь — это животное, и в то же время он не похож ни на одно из них. У него нет ни ног, ни туловища, но он быстрее антилопы, нет пасти, но он дышит, ревет, рычит, у него нет ни рук, ни когтей, но он обладает всем миром… Присутствие его прекрасно: он смягчает жестокость холодных ночей, дает отдых усталым и делает людей сильными.
Ж. Рони-старший. «Борьба за огонь»

Тысячелетия прошли с тех пор, как человек впервые сложил очаг и приручил огонь. В древности люди верили, что каждая из четырех стихий заселена фантастическими животными. И поскольку живые существа есть на земле и в воде, кто-то должен обитать и в огне. В старинных трактатах упоминается мистическое существо — саламандра. Даже Леонардо да Винчи полагал, что саламандра холодна и поэтому питается огнем, который помогает ей менять кожу.

Древние мыслители учили смотреть в глубь вещей, чтобы постичь их истинный смысл. Оживлять субстанции и одушевлять их — значит чувствовать себя ближе к природе, которая может быть и суровой, и благосклонной. Уже на рубеже ХIХ-ХХ веков немецкий философ Теодор Гомперц отмечал: «У четырех стихий, которые составляют и поддерживают жизнь мироздания и еще продолжают жить в поэзии и народной фантазии, — долгая и славная история».

Человек поклоняется огню с незапамятных времен. Древнейшей формой религии, существовавшей еще у неандертальцев, стало обожествление солнца и огня. Скульптура и рисунки позднего палеолита, найденные в пещерах ориньякской культуры на территории современной Франции, воплощают мифологический образ женщины — хранительницы очага. Подобные женские статуэтки нередко находили при археологических раскопках в разных странах. Эти исторические памятники свидетельствуют о божественной природе огня.

Индейцы племени сиу в Северной Америке почитали огонь как божество, воплощающее мистическую жизненную силу. В Индии Агни был одновременно богом жертвенного огня и покровителем домашнего очага. А в эпоху античности огонь воспринимался как личность. У древних греков существовало немало ритуалов, связанных с огнем. Считалось, что дым от пламени возносится к богам. По мнению Плутарха, в древности на празднествах люди радовались не изобилию вина и мяса, а присутствию благосклонного божества — огня. Он обогревает, но может и обжечь, и даже испепелить; огонь сверкает в ночи прекрасным цветком, но за ним нужно постоянно следить. Все эти противоположные качества уживаются в одном существе, поэтому не удивительно, что место, где зажигают и поддерживают огонь, всегда тщательно выбиралось и особенно чтилось.

Очаг как источник огня первоначально выполнял сразу три функции: отопление, приготовление пищи и освещение. Именно в таком качестве он и приобрел свою сложную символику. Теперь помещение обогревают специальные отопительные системы; пищу готовят на кухонной плите… Осталась самая мистическая составляющая — присутствие в доме живого огня. На огонь и воду человек может смотреть часами, погружаясь в состояние медитации. Ощущение, которое мы испытываем сидя у камина, переносит нас в доисторическую эпоху. Тем самым мы совершаем своеобразное путешествие во времени. Сознание нашего современника, уставшего от перегрузок и стрессов, стремится прикоснуться к истине, к корням человеческой природы…

Желание уйти от повседневности побудило архитекторов проектировать дома так, чтобы они были максимально связаны с окружающим ландшафтом, с природой, а дизайнеров — использовать в оформлении интерьеров архаическую символику. Художники обратились к основам основ — первобытному искусству. Увлечение экзотикой, народным творчеством стран Азии, Африки, Латинской Америки стало всеобщим и проявилось на разных уровнях культуры. В архитектуре это привело к тому, что дома стали планироваться «изнутри наружу» по законам «органической архитектуры», основоположником которой в начале ХХ века стал Ф.Л. Райт. Он замечал: «Хижина дикаря обладает всеми достоинствами типового сооружения». В своем знаменитом «Доме над водопадом» американский архитектор мастерски обыграл камин как значимый элемент интерьера: сложенный из камней очаг в гостиной, окруженный выходящими из плоскости пола огромными каменными глыбами, — неотъемлемая часть окружающего пространства, фрагмент дикой природы, вокруг которого строится весь дом.

На рубеже ХХ-ХХI веков стремление к естественности вылилось в тяготение к минималистским стилям, в которых по-новому преломляются как различные модернистские направления, так и восточное, в частности японское, искусство. Так называемый экостиль идет на смену перегруженному многообразными смыслами постмодернизму. Теперь, обсуждая с известным дизайнером варианты будущего интерьера, человек скорее всего будет делать основной акцент на чистых цветах и классических пропорциях. Отказ от множества бесполезных украшений и возврат к эпохе «детства человечества» привел к появлению моды на «мифологические» предметы — они не несут никакой функциональной нагрузки и служат исключительно для украшения бытия.

В формировании внутренней среды дома основополагающую роль начинают играть четыре основных элемента мироздания. Избегая перегруженности декора, мы подсознательно стремимся расширить пространство, оставляя больше воздуха. В современных интерьерах нередко можно встретить объекты, связанные с землей: камни, разложенные на песке, траву и цветы. Вода представлена многочисленными фонтанами и установками, в которых журчит и переливается живительная влага. Камин, который занимает особое, почетное место, выделенное специально для его величества огня, в наши дни совсем не обязательно должен представлять собой произведение искусства из мрамора и оникса. Теперь это свободная территория, где на первый план выходит главное действующее лицо, а все вокруг подчинено его воле и живет по его законам. Именно он, огонь, является тем необходимым звеном, которое связывает современного человека и природу, при этом приумножая комфорт.

«Для каждой эры истинно важная задача состоит в том, чтобы вызывать к существованию дух», — говорил один из создателей «органической архитектуры» Людвиг Мис ван дер Роэ. Дух огня организует пространство вокруг себя, наполняя комнату вещами естественными, как сама природа. Огонь всегда сопутствовал многим древним культовым обрядам (инициации и др.). «Люди огня» — шаманы и колдуны Африки, Америки и Океании — при совершении своих ритуалов использовали маски и другие предметы, которые в дальнейшем нередко оказывались в музеях мира, а копии — в наших домах. Ритуальные маски были частью магического обряда, часто сопровождавшегося плясками вокруг костра.

Экзотические аксессуары — маски, тамтамы, мелкая пластика, яркие ковры — на фоне простых белых стен, мебель из натуральных некрашеных материалов (ротанга, бамбука, волокон лиан)… Все это — приметы этнического стиля в оформлении интерьера жилища. Он очень демократичен и подходит как для хижины, так и для дворца. На его формирование в значительной степени повлияли нетрадиционные формы искусства, народное творчество. Ведь человек, не отделяющий себя от природы, психологически более восприимчив к ощущению формы, цвета и ритма. Ручные изделия, оригинальные поделки и сувениры из экзотических стран не только восхищают своей живописностью — они напоминают об ином, ушедшем в далекое прошлое мире, в чем-то соотносящемся со страной детских игрушек и фантазий. Подобная обстановка, в которой роль смыслового центра играет очаг, — это своеобразная попытка увидеть огонь глазами человека доисторических времен.

Известный психолог Эрих Фромм отмечал особую магическую силу воздействия языков пламени: «Мы зачарованно смотрим на горящий очаг, и на нас производят впечатление определенные свойства огня. Прежде всего — его подвижность. Он все время меняется, все время находится в движении, и тем не менее в нем есть постоянство. Он остается неизменным, беспрестанно меняясь. Он производит впечатление силы, энергичности, изящества и легкости. Он как бы танцует, и источник его энергии неисчерпаем».

…В Северной Африке, в горах Сахарского Атласа, находятся крупнейшие памятники наскальной живописи. Сухая, выжженная долина Вади-Матенду окружена темно-оранжевыми, растрескавшимися от зноя скалами, на поверхности которых можно ясно различить изображения животных, в том числе странных ящериц, резвящихся в солнечных лучах. Возможно, это и есть бессмертные саламандры — существа, не боящиеся играть с огнем!

ogon-v-zhizni-lyudej

ABOUT THE AUTHOR

POST YOUR COMMENTS

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Name *

Email *

Website